Введение в обществознание-8-9 классы Человек и общество-10-11 классы |
Концепция и методика 1.Обоснование актуальности темы. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования вычислительной техники. Не смотря на все сложности финансового плана Министерство образования, различные фонды и частные лица добились того, что порядка 70 % российских школ имеют те, или иные образцы ПК. С качественным составом парка ПК дело обстоит намного хуже. По данным Школьного отдела Института проблем информатики Рос- сийской Академии Наук из 64 тысяч школ страны лишь полторы тысячи имеют современную вычислительную технику. Тем не менее, проблема эффективного использования ПК в процессе преподавания остается чрезвычайно острой. За редким исключением машины используются для проведения уроков ОИВТ. Случаи регулярного применения ПК в преподавании общеобразовательных дисциплин крайне редки и связаны в основном с математикой и физикой, то есть теми науками, которые легче всего поддаются компьютерному моделированию. Кроме того, программисты имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку по математике, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ. С предметами гуманитарного цикла ситуация обстоит сложнее. Программного обеспечения (ПО) пригодного для систематического использования в процессе обучения нет. В начале 90-х годов отечественные компьютерные фирмы, следуя за опытом западных разработчиков, начали выпуск энциклопедий на компакт дисках. При всем уважении к проделанной ими работе, можно с большой долей уверенности утверждать, что этот тип ПО для использования в школе не годится и может в лучшем случае найти применение в качестве источника для домашней подготовки учащихся. Причины этого лежат в следующем: 1.При всей своей простоте навигация по диску, поиск информации, особенно если она не связана между собой гиперссылками, может занять во время урока довольно много времени. 2.Сама информация может не отвечать тем задачам, которые учитель ставит на уроке. Учитывая эти проблемы, разработчики ПО начали создавать продукты, не имеющие аналогов в мире. К этой категории продуктов я отношу «Компьютерный учебник «История России XX век» (КЛИО-СОФТ) и только что появившийся на прилавках магазинов «Компьютерный задачник «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса». (МедиаХауз). Казалось появление Компьютерного учебника с его мультимедийными возможностями должно приобщить к применению ПК на уроках десятки и сотни преподавателей истории. Тем не менее, этого не произошло. С точки зрения автора данной работы такое положение объясняется целым рядом причин: 1.Большинство учителей, сталкиваясь с ПК, после первых восторгов, достаточно быстро охладевают к вычислительной технике и начинают рассуждать по принципу: «Зачем мне это надо? 20 лет работаю без компьютера и еще столько же проработаю!» Подобную позицию принято объяснять косностью и консерватизмом учительского корпуса. На самом деле проблема кроется в области психологии. Сталкиваясь с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без помощи преподавателя ОИВТ он работать не сможет, так как его знания ПК не позволяют чувствовать себя на уроке уверенно, не позволят моментально решить проблемы которые могут неожиданно возникнуть. 2.Другим недостатком «Истории XX века» является невозможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала каждым конкретным учителем, в зависимости от его целей и изменения, или дополнения материала учебника с течением времени. 3.Серьезной проблемой для поурочного использования стала опять таки пресловутая проблема быстрой навигации – учебник выпущен на 4-х компакт-дисках, и постоянные просьбы сменить один диск в дисководе на другой быстро отбивают охоту ко всяким экспериментам на уроке. Поэтому, с моей точки зрения «История XX века», должна позиционироваться как ПО для домашней подготовки учащихся. «Загадки Сфинкса» при всех своих достоинствах и явной направленности на развитие пользователя, не учитывают возрастные особенности пятиклассников. Да и сам руководитель этого проекта, В.В. Вихрев, относит задачник к той же самой категории ПО. В силу всего вышесказанного встает вопрос – а для чего ПК может пригодиться гуманитарию на уроке? Ответ оказывается банально простым - если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как заменителя преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучения (ТСО). Такое ТСО позволит упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти ПО, которое бы отвечало потребностям учителя. В результате работы с ПО различного типа, я сформулировал для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке: 1.Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. 2.Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. 3.Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.) В итоге, как оказалось, этим требованиям обладает не готовый продукт, а любая программа создания презентаций. В своей практической работе я остановился на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объяснялся прежде всего распространенностью данного пакета и его унифицированностью- любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах. 2.Техническая сторона проекта. При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю проектор, дающий на экране изображение с диагональю до 1,5 м. Конечно подобная техника относится к категории наиболее дорогостоящего оборудования (наиболее дешевые модели стоят на уровне 3000 $), но опыт показывает, что можно использовать и обыкновенный телевизор с диагональю 20` дюймов, при наличии платы вывода AV-сигнала или переходника SVGA-TV. В этом случае размер аудитории должен ограничиваться размерами классной комнаты, хотя автору приходилось выступать с использованием в качестве монитора ТВ и в актовых залах школ средних размеров. Если компьютер оснастить и платой ввода изображения, то он превратиться в многофункциональное мультимедийное устройство. В настоящее время на рынке можно найти видеоплаты с возможностью ввода - вывода видеоизображения, стоимость которых не превышает 40 $. Конечно, для многих школ даже такая сумма является огромной, но в данном случае, игра стоит свеч – оборудованный таким образом кабинет может с успехом применяться и для уроков информатики, и для проведения внеклассных мероприятий, и для проведения педагогических советов. 3.Подготовка презентаций. Power Point позволяет любому преподавателю владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Четырехлетний опыт работы автора в данном направлении показал, что на подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. В идеале для ввода в ПК графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру, или, если ПК оборудован платой ввода видеосигнала, видеокамеру (правда качество изображения при этом может оказаться достаточно низким). В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций ClipArt’ов широко представленных на многочисленных CD-ROM’ах. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности Power Point’а позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point’е. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. 4.Использование презентаций в процессе преподавания истории и обществознания. За четыре года работы мною созданы поурочные пакеты презентаций в поддержку преподавания курсов: «История Древнего Мира» (5 класс), «История Средних Веков» (6 класс), «Новая История» (7-9 классы), «История Отечества» (6-9 класс), «Введение в обществознание» (8-9 класс), «Обществознание» (10-11 класс). В ходе практической работы все программы постепенно были сведены к трем основным типам. 1.Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации. 2.Программы для повторительно - обобщающих уроков, 3.Классические компьютерные презентации. Рассмотрим возможности применения каждого типа в ходе урока. А). Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации. В качестве примера воспользуемся презентацией «Отечественная война 1812 года» из пакета «История России XIX века» (http://lesson-history.narod.ru/present/hr8/r8-5.zip) . После запуска программы появляется слайд – заставка (слайд 1), а за ним по щелчку мыши переходим в слайд «План урока» (слайд 2). Пункты плана выводятся последовательно по щелчку мыши. Благодаря этому преподаватель может последовательно акцентировать внимание учащихся на проблемах предложенных к рассмотрению на уроке. Далее следует слайд «Задание на урок» (слайд 3), который ставит перед учащимися главную Учебную задачу урока. После этого переходим к рассмотрению основного материала урока. Работа со слайдами практически идентична методике работы с диафильмами. Основу программы составляют слайды в которых в качестве видеоряда используются картины известных художников-баталистов и иллюстрации из книг (например: слайды 10, 24, 27 и др.). Карты в программе используются совместно с анимационными возможностями пакета, что позволяет более наглядно показать развитие боевых действий (например: слайды 6, 8, 15 и др.). Диаграммы (слайды 5, 14) применяются для активизации познавательной деятельности учащихся и служат источником для ответа на поставленный учителем вопрос. После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению нового материала (слайды 31-47). Методика работы с подобными заданиями будет рассмотрена в следующем разделе. Последний слайд (слайд 48) напоминает учащимся Учебную задачу урока и они, в ходе её обсуждения, при помощи преподавателя формулируют правильный ответ. Б).Программы для повторительно - обобщающих уроков. Программы данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению Учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы.
Учебная задача
Повторительно-обощающего урока по теме «Древний Рим» (5 класс) ( Во время урока ребята должны выполнить 14 заданий. Методика работы над ними основана на применении межпредметных связей с курсом ОИ и ВТ. Задания выполняются в режиме заполнения слайда. В котором все объекты можно спокойно передвигать по экрану. Я сознательно отказался от написания макросов, которые могли бы сразу оценивать правильность решения задания, по методическим соображениям. Учащийся, выполняющий задание находится за компьютером, а его одноклассники наблюдают за его действиями на большом экране и по завершении работы оценивают ее результат и вносят исправления, если в решении были совершены ошибки. Урок начинается с небольшого видеофрагмента (слайд 2), одновременно звучит стихотворение А.Городницкого «Если вправду разрушен Рим…». Такое начало позволяет настроить класс на работу и подвести его к Учебной задаче урока. В программе представлены разноплановые задания: 1.Тесты выбора (слайды 5, 11, 18, 22), 2.Работа с географической картой (слайд 6), 3.Тест соотнесения (слайд 8), 4.Тест группировки (слайд 24) 5.Выполнение задачи из компьютерного задачника по истории Древнего Мира (это самостоятельная коммерческая программа, которая загружается из работающей презентации и по завершении работы в нее же и возвращается). 6.Анализ схемы (слайд 15), 7.Обсуждение проблемы на основе просмотра кинофрагмента( к/ф «Спартак»), (слайды 16, 17), 8.Анализ статистических данных (слайд 20), 9.Анализ документа (слайд 27), 10.Решение кроссворда с фрагментами (слайд 29). (Кроссворд решается всем классом, правильный ответ выводится учителем после обсуждения, по щелчку мыши). После решения всех заданий возвращаемся к Учебной задаче и, на основе уже отработанных признаков понятия цивилизация, подводим итог. В). Классические компьютерные презентации. Пакет презентаций в поддержку курса «Обществознания», построен по схеме классической презентации. Содержание программы служит наглядным видеорядом позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем. Компоновка материала программы может служить своеобразной формой опорного конспекта. Кстати большинство моих учеников при подготовке домашнего задания используют в качестве основного источника, именно презентацию, а не учебник, полагая, что она более понятна и логична, а примеры иллюстрирующие основные положения теории можно подобрать самостоятельно. Рассмотрим применение презентаций в преподавании «Обществознания» на примере урока по теме «Общение» (http://lesson-history.narod.ru/present/1011o/ob1011-5.zip) Вся презентация состоит из 28 слайдов разбитых на 6 тем в соответствии с основными частями урока. Каждый слайд фактически является или графически-текстовой формой конспекта лекции, или заданием которое преподаватель и учащиеся должны разобрать в ходе урока (например: сл. 5, 7, 14, 17, 18 и т.д.). Для визуализации содержания урока используются графические клипы из набора Microsoft ClipArt, и заложенные в Power Point анимационные возможности (например: сл. 17, 18 и т.д.). По ходу урока преподаватель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. 5.Последствия применения информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду любопытных последствий: 1.Повышение уровня использования наглядности на уроке, 2.Повышение производительности урока. 3.Установление межпредметных связей с ОИ и ВТ, 4.Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории. 5.Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 6.Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу». 7.Изменяется, особенно у 5 - 7-классников, отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
|
ССЫЛКИ:
|